«Облака» для российского ЖКХ
21 Октября 2020
«Облака» для российского ЖКХ

Всеобщий тренд на цифровизацию затрагивает в той или иной степени все сферы российской экономики – ЖКХ не стало исключением. Информационные технологии обеспечивают высокую безопасность, структурируют работу городских служб, сокращают издержки, делают удобнее жизнь граждан. О том, как внедрение технологий в сфере ЖКХ помогает оптимизировать деятельность компаний отрасли и качественно улучшить жизнь людей – в своем интервью порталу PLUSworld.ru рассказывает Алексей Махов, управляющий директор Дивизиона ЖКХ АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» (дочерняя компания Сбербанка).

PLUSworld.ru: Какие в целом стратегические цели преследует сегодня внедрение инноваций в ЖКХ?

Автоматизация управляющих компаний сегодня – это уже не конкурентное преимущество, а один из основных факторов сохранения своих позиций на рынке обслуживания жилья. Плюсы цифровой модернизации ЖКХ очевидны: это и повышение качества управления городским хозяйством, и улучшение работы предприятий отрасли, и снижение затрат городов. Но самое главное – это возможность обеспечить граждан доступными сервисами, позволяющими сделать решение повседневных вопросов быстрым и удобным, сохранив время для общения с родными и близкими.

Между тем, жилищно-коммунальный комплекс – очень сложная, давно сложившаяся консервативная система, и внедрить здесь инновации – задача не из простых. Одна из сложностей – это алгоритмы тарифообразования, которые не позволяют увеличить затраты на серьезную модернизацию комплекса. Поэтому крайне важно дать участникам рынка доступ к таким технологиям, которые не повлекут за собой больших затрат и издержек. К таким, в частности, относятся «облачные» сервисы.

PLUSworld.ru: В чем заключаются преимущества облачных технологий, и какое применение они находят в сфере ЖКХ?

По большому счету, облачные технологии – это услуга, благодаря которой клиент (в нашем случае – УК, ТСЖ и др.) получает доступ к программам, вычислительным ресурсам и сервисам. При этом ему не нужно покупать дорогостоящее оборудование и нанимать для его обслуживания специалистов (развертывание серверов и их администрирование сегодня стоит немало). В этом и заключается главное преимущество «облачных» технологий для бизнеса (сегодня, кстати, 9 из 10 компаний предпочитают именно «облака»).

Любая биллинговая система на платформе «облачных вычислений» – готовый прикладной продукт. Это программное обеспечение, которое существует по умолчанию и способно поддерживать бизнес-процессы ЖКХ-предприятий. Сейчас сложно представить, но до их появления все сложные расчеты проводились с помощью обычного калькулятора, и неудивительно, что в счета за коммунальные услуги часто закрадывались ошибки. Коробочные биллинговые системы кардинально изменили положение дел, но со временем устарели и они, и им на смену пришли современные SaaS-платформы.

PLUSworld.ru: Что для рынка ЖКХ предлагает АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ»?

Наш инновационный продукт, разработанный специально для сферы ЖКХ ‒ расчетно-информационная система БРИС ЖКХ. Это облачный биллинг, который в автоматическом режиме собирает и обрабатывает данные, формирует единый платежный документ (ЕПД), производит оплату и расщепление платежей, создавая в конечном счете прозрачную и понятную всем участникам коммуникации систему начислений и платежей. С помощью БРИС ЖКХ денежные средства, поступающие на оплату коммунальных услуг, распределяются автоматически напрямую поставщикам в тот же день ‒ таким образом снижается задолженность перед предприятиями ЖКХ. Помимо этого, платформа интегрирована с ГИС ЖКХ, соответствует всем нормам российского законодательства и совместима с самыми современными платежными сервисами Сбербанка. Отмечу, что БРИС ЖКХ регулярно дорабатывается в зависимости от изменений законодательства, что гарантирует правовую чистоту при проведении начислений и платежей.

PLUSworld.ru: В чем заключаются особенности биллинга БРИС ЖКХ?

Платформа БРИС ЖКХ помогает оптимизировать работу расчетных центров, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, упростить сбор и учет платежей, а также сократить расходы на развертывание и содержание собственной IT-инфраструктуры. В результате ускоряются расчеты и повышается прозрачность коммуникации между всеми субъектами сферы.

БРИС ЖКХ состоит из нескольких модулей (работа с должниками, АРМ кассира и др.), и клиент может самостоятельно выбрать только нужные, не переплачивая за те, которыми он не будет пользоваться. При этом система легко масштабируется: ее можно использовать как в небольших управляющих компаниях, так и внедрять на уровне целых микрорайонов. Важно отметить, что переход на БРИС с текущего решения очень прост – клиент может реализовать его самостоятельно, без лишних вложений.

Для жителей доступно удобное мобильное приложение, через которое можно передать показания счетчиков, производить расчеты, получать понятные и подробные отчеты о начислениях и платежах, а также подписаться на электронный ЕПД и отказаться от бумажных квитанций.

PLUSworld.ru: Почему именно «облако», а не собственный сервер?

Во-первых, аренда «облака» обходится значительно дешевле своего собственного сервера – клиент платит не за владение им, а за пользование. Кроме того, хранение информации в «облаке» дает возможность доступа к ней из любой точки планеты практически с любого устройства. Важно и то, что в облачных сервисах значительно выше уровень информационной защиты – штатный администратор едва ли может этим похвастаться. Ваши данные будут надежно сохранены. Обновление функционала происходит быстрее, так как не нужно устанавливать каждому сотруднику дополнительные программы. Адаптивное изменение мощности сервера происходит в зависимости от нагрузок со стороны пользователей, цена также зависит от того, насколько регулярно вы используете сервис. Для масштабирования сервиса не нужно разрабатывать с нуля новый функционал – достаточно просто взять уже имеющийся, выбрать нужные модули и установить на новой локации.

PLUSworld.ru: Планируете ли вы развивать данную систему?

Безусловно. Совместно со Сбербанком мы активно работаем над развитием БРИС ЖКХ, регулярно реализуя новые функциональные возможности, необходимые пользователям. Следующий шаг – реализация сервисов, которые помогают людям общаться с управляющими компаниями, заказывать и получать бытовые услуги (начиная от замены лампочек до установки шлагбаума во дворе дома), общаться с другими жильцами и даже принимать совместные решения о содержании дома, об обеспечении комфортного быта.

В ближайшее время расширится и функционал мобильного приложения – жители из других регионов получат возможность платить за коммунальные услуги, даже если они не являются клиентами БРИСа. Сегодня система работает для оплаты услуг, привычных для всех, кто хоть раз получал счет за ЖКУ. Но со временем список расширится за счет интернета, телефонии и других услуг. Через приложение можно будет подать заявку в аварийно-диспетчерскую службу и вызвать специалиста для устранения проблемы.